Электронные учебники

Использование электронных учебников в школе

Мобильные технолонии всё больше внедряются в образование. Уже сейчас встречаются ученики, которые ходят с электронными учебниками или планшетными компьютерами. Это очень удобно, просто, помогает избежать проблем со здоровьем. Я и сама нередко предпочитаю толстой книге электронный носитель. Надеюсь, что эта область достигнет дальнейшего развития.

XXI век – эпоха информационного общества. Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу жизнь. Бурный прогресс в области развития персональных компьютеров в современных условиях модернизации образования выводят педагогов на необходимость создания электронных учебников и тестирующих программ. Развитие технических средств, компьютерных, информационных технологий, средств визуализации информации, с одной стороны и происходящие в современном образовании перемены, новые подходы, теоретические и практические достижения в педагогике - с другой стороны, позволяют утверждать, что назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной информацией. В современной дидактике поднимаются вопросы нового подхода к организации учебников, с особенной остротой встает проблема создания учебников нового поколения. Электронный учебник является современным средством обучения и представляет собой программную среду, разработанную для индивиду-ального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыком практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля. Электронный учебник обычно содержит следующие укрупненные компоненты: - презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса (темы, раздела); - упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; - тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний обучающихся. Для получения первичных навыков разработки электронных учебников необходимо начинать работу с описания собственной структуры, наиболее подходящей для реализации выбранного содержания. Удобно для этого использовать аналогию между традиционным учебным средством и электронным.

  1. Структура электронного учебника должна быть максимально упрощена, но не в ущерб содержанию и используемой методике.
  2. Необходимо структурировать содержание обучения на всех уровнях за счет средств визуализации, современной графики и анимации.
  3. Структура электронного учебника должна предусматривать различные варианты индивидуальных траекторий.
  4. Формирование блоков информации проблемным образом: набор фактов и ключевой вопрос темы.
  5. Необходимо выстраивать материал в виде семантической сети для последующего формирования эффективного гипертекста.
Современная педагогика рекомендует следующую структуру электронного учебника:
  • обложка;
  • титульный экран;
  • оглавление;
  • аннотация;
  • содержание обучения (полное изложение учебного материала);
  • графическое представление учебного материала;
  • система самоконтроля и самопроверки знаний для обучающихся;
  • средства контекстного поиска;
  • словарь терминов,
  • справочная система по интерфейсу данной программы;
  • система управления программой.

Электронные учебники могут быть спроектированы, оформлены и разработаны с помощью текстового процессора, компьютерных презентаций с использованием мультимедиа технологии, Web-конструктора, языка HTML и др. Для создания полноценного электронного учебника необходимо создать систему самоконтроля и самопроверки знаний, которую можно реализовать с помощью электронной таблицы или среды про-граммирования. Самостоятельно разработанный педагогом электронный учебник позволяет отразить ключевые направления в обучении по данному разделу (на взгляд педагога), проявить индивидуальность и развивать творчество педагога. А главное, педагогу предоставляется возможность проектирования отдельных образовательных траекторий для обучающихся, в том числе, и для талантливых детей. При работе с электронным учебником у обучающихся формируются умения самостоятельно обучаться, приобретать знания, осуществлять самоконтроль, развиваться и оценивать себя в данной образовательной области. Это является важным в самоопределении и подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

На главную