Умная школа

В конце 1980-х годов на Западе зародилось и в течение последующих двадцати лет довольно быстро набрало ход движение, внешние проявления которого заключались в добавлении слова «умный» к, в общем-то, понятным вещам – «умная машина», «умный телефон», «умный дом», «умный город», «умная доска». И если поначалу это движение воспринималось, прежде всего, как маркетинговый ход (кто будет покупать «глупую машину», когда можно, хоть и подороже, купить «умную машину»?), то через некоторое время стало понятно, что речь идет о новом векторе развития.
Умная машина – это современный, с интересным дизайнерским решением, автомобиль, однако главное в нем то, что он в гораздо большей степени приспособлен для того, чтобы экономить топливо, выключать двигатель тогда, когда он не нужен, заряжать батарею аккумулятора, когда машина движется под горку или по инерции. Именно «умные машины» стали первыми оборудоваться интернет-подключением и геонавигационным оборудованием – чтобы водитель смог точно ориентироваться в пространстве, не влезать в пробки, предвидеть опасные ситуации.
Умный дом – это дом, в котором все системы (электрообеспечение, освещение, связь, вентиляция, водоснабжение, отопление и т.д.) управляются на основе сенсорных датчиков и средств автоматизации, что позволяет обеспечить максимальное удобство, безопасность, экологичность проживания в нем людей.
Об «умных школах» впервые начали говорить в начале 1990-х годов – совпадение с временем тотальной компьютеризации школы не случайно. Действительно, в течение некоторого времени существовала надежда, что чем больше в школе будет компьютеров, тем более «умной» она станет. Впрочем, вскоре стало ясно, что этим надеждам не суждено было сбыться – простое увеличение количества техники в школах к улучшению качества образования не вело.
Если проецировать на школу ту логику, которая привела к появлению «умных вещей», то умная школа – это, прежде всего, попытка по-новому посмотреть на то, как школа связана с обществом, с тем, как и какие ресурсы она при этом использует. Сделать школу умной – значит свести в ней к минимуму степень экстенсивных затрат и попытаться извлечь максимум из тех ресурсов, которыми она располагает . Однако отличие «умной школы» от «умной машины» состоит в том, что в отличие от машины, в школе приходится принимать во внимание очень много разных видов ресурсов– человеческих, организационных, технических, материальных, информационных – и так далее.
Движение к умной школе может идти одновременно по нескольким направлениям. Эти направления не обязательно должны основываться исключительно на использовании компьютерных технологий образования. Напротив, опыт Финляндии, например, показывает, что школа может стать «умной» за счет формирования устойчивых культурных традиций в образовании и последовательной политики государства по повышению престижа образования в обществе.
На наш взгляд, «умные» школы от «остальных» отличают два принципиальные момента. Первое – это то, как построено взаимодействие школы с сообществом, детей из которого она обучает и воспитывает. Второе – это то, как она использует возможности, предоставляемые современными информационными технологиями.