 Школьная форма 1948г.
 Плакат 1960г.
 Комсомолки 1960г.
 Открытка 1965г.
 Вариант школьной формы
|
История школьной формы в России В
1764 году Екатерина II основала «Воспитательное общество благородных девиц»,
которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц».
Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, была «..дать государству образованных женщин,
хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Обучение и воспитание шло «по возрастам». Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета
или зеленые платья с белыми передниками. Выдавались девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки
- три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей.Смольный институт благородных
девиц стал первым
в России привилегированным женским средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа
для дочерей потомственных дворян.
важности.
В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи,
и мальчики, так же как и все
служащие на военном или штатском поприще, носили полувоенную форму.
В 1896 году было утверждено положение о гимназической форме для девочек.
В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки - черные
в учебные дни и белые по праздникам.
Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой.В 1918 году
гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком
и отменена вместе со многими другими наработками в области образования.
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже
презрительная кличка для девочек - «гимназистка»).
С другой стороны - форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли
предоставить им родители,
а государство в тот момент активно боролось с разрухой,
классовыми врагами и пережитками прошлого.Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям,
было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам,
ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году,
в период всеобщего «обмундирования»,
когда ведомство за ведомством одевались в форму. Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой,
с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди,
а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым).
Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
Тогда же атрибутом у учащихся стала символика: у пионеров – красный галстук,
у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
У девочек - классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком,
завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами.
Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные
или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты.
Банты других цветов по правилам не допускались. В целом,
форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии,
за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки. В 1962 году их переодели
в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах,
форма для девочек осталась прежней.С 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и
курточки у мальчиков были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета.
Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»)
с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки.Куртка застёгивалась на
алюминиевые пуговицы.
На боковой части рукава была нашита эмблема (шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником
и восходящим солнцем — символ просвещения.
Цвет ткани был по-прежнему синий.
Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно.В начале 80-х была введена форма для
старшеклассников (ее начинали носить с восьмого класса).
Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии,
особенно
наиболее престижные,
а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников
к тому или иному учебному заведению.
В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса,
по согласованию с родителями учеников
(обычно такую «классную» форму вводят в младших классах).
Доводы за школьную форму
Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности,
способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела
и наличия общих целей.
Форма исключает (вовсяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между
учениками(и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу
между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу "богатые/бедные".
Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне,
позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать сонитарногигиеническим
требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать,
поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на
обучение детей.
|
 Пример современной формы
 Пример современной формы
 Пример современной формы
 Пример современной формы
 Пример современной формы
|